Ар–намыс кодексі

Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан
(Правила служебной этики государственных служащих)

 

Проиложение к Указу Президента Республики Казахстан от 1 апреля 2011 года № 1180

Утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года №567

 

1. Общие положения

 

1. Несение государственной службы явля­ется выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высо­кие требования к морально этическому облику государственных служащих.

Общество рассчитывает, что государствен­ный служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им про­фессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить своей Родине – Республике Казахстан.

2. Настоящий Кодекс чести государствен­ных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих) (далее – Кодекс) в соответствии с Законом Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О государственной службе», Законом Республики Казахстан от 2 июля 1998 года «О борьбе с коррупцией» и общепринятыми морально-этическими нормами устанавливает основные стандарты поведения государствен­ных служащих Республики Казахстан.

3. Руководители государственных орга­нов, в центральных исполнительных органах – ответственные секретари центральных исполнительных органов или должностные лица, на которых в установленном поряд­ке возложены полномочия ответственных секретарей центральных исполнительных органов, а в случаях отсутствия ответствен­ных секретарей центральных исполнительных органов или указанных должностных лиц – руководители центральных исполнительных органов обеспечивают исполнение требований настоящего Кодекса, размещение текста на­стоящего Кодекса в зданиях государственных органов в местах, доступных для всеобщего обозрения.

4. Государственный служащий в течение месяца после поступления на государственную службу должен быть ознакомлен с настоящим Кодексом в письменной форме.

 

2.    Общие правила поведения государственных служащих

 

5. Государственные служащие должны:

1) быть приверженными политике Президен­та Республики Казахстан и последовательно проводить ее в жизнь, своими действиями укреплять авторитет государственной власти, не допускать совершения действий, способных дискредитировать институты государства;

2) руководствоваться принципом закон­ности, требованиями Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) работать на благо общества и госу­дарства;

4) противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, препятствующим эффективному функционированию государственных органов;

5) бережно относиться к вверенной госу­дарственной собственности, рационально и эффективно использовать ее;

6) обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, не допускать проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении их обращений, в установленные сроки принимать по обращениям необходимые меры;

7) сохранять и укреплять доверие обще­ства к государственной службе и институтам государства;

8) своими действиями не давать повода для обоснованной критики со стороны обще­ства, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности;

9) быть честными, справедливыми, скром­ными и вежливыми, соблюдать общепринятые морально-этические нормы;

10) способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального со­гласия в стране, уважительно относиться к го­сударственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана;

11) неукоснительно соблюдать государственную и трудовую дисциплину, эффективно распоряжаться предоставленными полномочиями; добросовестно, беспристрастно и качест­венно исполнять свои служебные обязанности; рационально использовать рабочее время;

12) прилагать необходимые усилия для высокопрофессиональной работы, применять оптимальные и экономичные способы решения поставленных задач;

13) противостоять действиям, препятствующим надлежащему выполнению слу­жебных обязанностей государственными служащими;

14) не допускать случаев подбора и расстановки кадров по признакам родства, землячества и личной преданности;

15) точно определять задачи и объем слу­жебных полномочий подчиненных работников, не отдавать явно невыполнимых распоряжений, не требовать от подчиненных работников исполнения поручений, выходящих за рамки их служебных обязанностей;

16) не допускать по отношению к подчинен­ным работникам необоснованных обвинений, фактов грубости, унижения человеческого достоинства, бестактности;

17) не принуждать подчиненных работников к совершению противоправных проступков или поступков, не совместимых с общепринятыми морально-этическими нормами;

18) обладать необходимым уровнем про­фессиональной подготовки, в том числе по вопросам, исполнение которых отнесено к функциональным обязанностям подчиненных работников;

19) не допускать и пресекать факты на­рушения норм служебной этики со стороны других государственных служащих;

20) придерживаться делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей.

6. Государственные служащие должны соблюдать деловой этикет, уважать правила официального поведения.

7. Государственные служащие не должны использовать служебное положение и связан­ные с ними возможности в интересах обще­ственных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций, в том числе для пропаганды своего отношения к ним.

Государственные служащие, занимающие руководящие должности, не могут принуждать подчиненных работников к участию в деятель­ности общественных и религиозных объедине­ний, других некоммерческих организаций.

 

3.    Антикоррупционное поведение государственных служащих

 

8. Государственные служащие должны противостоять проявлениям коррупции, не допускать коррупционных правонарушений либо деяний, сопряженных с коррупцией или создающих условия для коррупции.

Государственные служащие должны пресе­кать факты коррупционных правонарушений со стороны других государственных служащих.

9. Если государственный служащий распо­лагает достоверной информацией о корруп­ционном правонарушении, он должен принять необходимые меры по предотвращению и прекращению такого правонарушения.

К необходимым мерам относятся инфор­мирование уполномоченных государственных органов и информирование вышестоящего руководителя, руководства государственного органа.

После получения информации о кор­рупционном правонарушении руководство государственного органа принимает по ним соответствующие меры, в том числе по защите государственного служащего, если в его действиях нет нарушений законодательства, от незаконного преследования, негативно влияющего на дальнейшую служебную деятельность государственного служащего, его права и законные интересы.

10. Государственные служащие своими действиями и решениями не должны допус­кать административных и иных препятствий, затрудняющих реализацию физическими и юридическими лицами своих прав и законных интересов. В случае выявления таких фактов государственные служащие должны прини­мать меры по их устранению.

11. Государственные служащие должны ис­пользовать все возможности по предотвраще­нию экономического ущерба государству, не допускать инициирования проверок в личных интересах и интересах третьих лиц.

12. Государственные служащие не должны использовать свои должностные полномочия и связанные с ними возможности для получения личной имущественной и неимущественной выгоды.

13. Государственные служащие должны принимать меры по недопущению конфликта интересов.

14. При возникновении конфликта интере­сов, то есть ситуации, при которой возникает противоречие между личной заинтересован­ностью государственного служащего и над­лежащим исполнением им своих должностных полномочий или законными интересами физических и юридических лиц, государства, способное привести к причинению вреда этим законным интересам, государственный служа­щий обязан принять меры по его предотвра­щению и урегулированию, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о государственной службе.

 

 

4.    Публичные выступления

 

15. Публичные выступления по вопросам деятельности государственного органа осуществляются его руководителем или упол­номоченными на это должностными лицами государственного органа.

Государственные служащие должны вести дискуссии в корректной форме, не подрывая авторитета государственной службы.

16. Государственным служащим не следу­ет публично выражать свое мнение по вопро­сам государственной политики и служебной деятельности, если оно:

1) не соответствует основным направлениям политики государства;

2) раскрывает служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию;

3) содержит неэтичные высказывания в адрес должностных лиц государства, орга­нов государственного управления, других государственных служащих.

17. Не допускаются публикации государственными служащими от имени государственного органа по вопросам, не связанным с проведением государственной политики, деятельностью государственного органа и государственных служащих. Публикация материалов по педагогической, научной и иной творческой деятельности может осу­ществляться государственным служащим только от собственного имени как частного лица.

18. При предъявлении к государственному служащему необоснованного публичного обвинения в коррупции, в том числе в заня­тии предпринимательской деятельностью, лоббировании чьих-либо интересов, а также незаконном получении доходов и имущества, несопоставимых с доходами государственно­го служащего, он должен в месячный срок со дня обнаружения такого обвинения принять меры по его опровержению, в том числе в судебном порядке.

 

5.  Поведение государственных служащихво внеслужебное время

 

19. Государственные служащие во внеслужебное время должны придержи­ваться общепринятых этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения.

20. Государственные служащие должны проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать должностное положение государственных служащих при получении транспортных, сервисных и иных услуг, не давать повода для обоснованной критики своих действий со стороны общества.

Сіз кім болып жумыс істейсіз?