Социальная поддержка граждан с ограниченными возможностями

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по итогам проведенного внешнего анализа коррупционных рисков

в сфере социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями

 

 

г.Усть-Каменогорск                                                                           11.10.2019г.

 

Внешний анализ коррупционных рисков проведен в деятельности Управления координации занятости и социальных программ Восточно-Казахстанской области (далее – Управление), Отдела занятости и социальных программ города Усть-Каменогорск и Отдела занятости, социальных программ и регистрации актов гражданского состояния города Семей на основании совместного приказа руководителя Департамента Агентства РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) по Восточно-Казахстанской области (далее - Департамент) и руководителей вышеуказанных государственных органов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона РК «О противодействии коррупции» и подпунктом 1) пункта 4 «Правил проведения внешнего анализа коррупционных рисков», утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан №806 от 4 декабря 2017 года, поводом для проведения внешнего анализа коррупционных рисков послужили обращения от инвалидов первой группы поступивших в адрес Агентства.

Анализируемая сфера – это вопросы и проблемы предоставления социальных услуг индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении.

Процедура предоставления социальных услуг индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении, регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

-Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года;

-Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13 апреля 2005 года;

-Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года;

-«Правила предоставления социальных услуг индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении и специалиста жестового языка для инвалидов по слуху – шестьдесят часов в год в соответствии с индивидуальной программой реабилитации» утвержденные  приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан № 26 от 22 января 2015 года (далее – Правила №26);

-Стандарт государственной услуги "Оформление документов на инвалидов для предоставления им услуги индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении, и специалиста жестового языка для инвалидов по слуху" утвержденный приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан № 279от 28 апреля 2015 года (далее - Стандарт);

-Регламент государственной услуги "Оформление документов на инвалидов для предоставления им услуги индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении, и специалиста жестового языка для инвалидов по слуху" утвержденный Постановлением Восточно-Казахстанского областного акимата № 336 от 10 декабря 2015 года.

 

В целях изучения и выявления коррупционных рисков подняты и проанализированы следующие проблемные вопросы, затрагивающие анализируемую сферу и интересы заявителей:

 

  1. 1.              Коррупционные риски и проблемные вопросы при оказании государственной услуги

 

Согласно Правилам №26, услуги индивидуального помощника предоставляются на основании индивидуальной программы реабилитации (далее - ИПР), разработанной отделом медико-социальной экспертизы, с учетом медицинских показаний.

Инвалиды, нуждающиеся в социальных услугах индивидуального помощника, обращаются с заявлением в Отдел занятости и социальных программ с приложением, в частности, выписки из ИПР для получения государственной услуги "Оформление документов на инвалидов для предоставления им услуги индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении, и специалиста жестового языка для инвалидов по слуху".

При оказании государственной услуги Отделы руководствуются Стандартом. Результатом услуги является предоставление уведомления услугополучателю об оформлении документов.

Также, в соответствии со Стандартом государственная услуга оказывается местными исполнительными органами, через НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" или через услугодателя. Тем самым, имеется наличие коррупционного риска в виде прямого контакта услугодателя с услугополучателем.

Для устранения данного коррупционного риска необходимо полностью перевести процесс оказания услуги в электронный формат, а также для создания комфортных условий для услугополучателей необходимо предусмотреть возможность оказания услуги через электронный портал (www.egov.kz). Тем самым, услугополучатели в лице инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении получат возможность получения услуги, не выходя из дома.

 

  1. 2.              Согласно жалобам заявителей, услугу по «предоставлению индивидуального помощника» начали предоставлять только с 01.01.2016 года, «навязывая» до нее услугу по предоставлению социального работника

 

Исходя из предоставленных данных Отдела занятости г.Семей, на оказание услуг индивидуальным помощником от инвалидов с диагнозом «Терминальная почечная недостаточность процедуры гемодиализа» в 2014-2015 годах приняты только 14 заявлений, которые были распределены среди индивидуальных помощников.

Однако, исходя из пояснений сотрудников Отдела за услугами  инвалиды так и не обращались, что подтверждается письменными служебными записками от индивидуальных помощников на отказ в получении услуг.

Отказ от услуг индивидуальных помощников инвалиды объясняли тем, что им нужен постоянный уход, уборка по дому и т.д.

Отдел поясняет, что ранее, им неоднократно в устной и письменной  форме давались разъяснения о  порядке  предоставления услуг  индивидуального  помощника, в частности, что функции, выполняемые индивидуальными помощниками и социальными работниками различны, в функции индивидуального помощника, в отличие от социального работника не входит уход за больным, уборка по дому, приготовление пищи, закуп продуктов питания и т.д.

В обязанности индивидуального помощника входит только сопровождение от места проживания до пункта назначения и обратно - на работу, в учебные заведения, а также при посещении инвалидом местных представительных и исполнительных органов, суда, прокуратуры, объектов социальной сферы, юридических консультаций, нотариуса, культурно-зрелищных мероприятий, спортивных сооружений, объектов торговли, медицинских учреждений, предприятий бытового обслуживания и иных организаций для решения вопросов, связанных с обучением, трудоустройством, защитой и реализацией своих прав интересов, получением информации, оформлением необходимых документов.

Также, необходимо отметить, что Отдел формирует потребность в индивидуальном помощнике после поступления заявки от инвалида на основании разработанной  индивидуальной программы реабилитации (ИПР) отделами МСЭ.

То есть, согласно показаний и противопоказаний, специалисты отделов медико-социальной экспертизы на основании заключения и рекомендаций Врачебно-Консультационной Комиссии (ВКК) учреждений здравоохранения прописывают в ИПР необходимость в предоставлении индивидуального помощника.

 

Справочно: в действовавших ранее Правилах предоставления в соответствии с индивидуальной программой реабилитации социальных услуг индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении и специалиста жестового языка для инвалидов по слуху - тридцать часов в год, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 июля 2005 года №754, среди прочих, медицинскими показаниями к предоставлению социальных услуг индивидуального помощника являлись - значительно или резко выраженные нарушения функции моче-выделительной системы (хроническая почечная недостаточность III-IV степени).

Следовательно, учреждениями здравоохранения (по различным непонятным причинам: незнание и т.п.) не в полной мере  применялись Правила №754 для назначения гемодиализным пациентам услуги индивидуального помощника.

Из пояснений Отдела, основной поток за получением услуги индивидуальный помощник, начался в конце 2015-2016 годах (при применении Правил №26 от 2015 года).

 

  1. 3.              Коррупционные риски при заключении договоров на оказание услуг

 

Работники Отдела после выдачи уведомления услугополучателям ежеквартально 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом,  составляют списки об инвалидах, подлежащих обеспечению услугами индивидуального помощника и формируют потребность в указанной услуге. После чего, формируется бюджетная заявка для выделения соответствующих денежных средств из местного бюджета.

Денежные средства выделяются в рамках бюджетной программы 017 «Обеспечение нуждающихся инвалидов обязательными гигиеническими средствами и предоставление услуг специалистами жестового языка, индивидуальными помощниками в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида» из средств местного бюджета.

Далее, согласно п.10 Правил №26 Отделы занятости проводят закуп услуг индивидуального помощника в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном социальном заказе и о государственных закупках, за исключением услуг, приобретаемых у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, по договорам возмездного оказания услуг.

Тем самым, данные  Правила содержат в себе коррупционный риск в виде возможности права выбора способа заключения договоров: либо определение поставщика с применением норм законодательства о государственных закупках (1 вариант) либо заключения договора напрямую с физическим лицом, не являющийся субъектом предпринимательской деятельности (2 вариант).

                       1 вариант                                                           2 вариант

 В ходе анализа установлено, что действительно районы одной области на свое усмотрение выбирают вариант заключения договоров  - либо госзакуп в соответствии с законодательством о госсоцзаказе с общественной организацией либо договор напрямую с индивидуальным помощником, ничего при этом не нарушая.

Справочно:  районы в ВКО, заключившие договора с ОО - г. Усть-Каменогорск, г. Риддер, г.Семей, район в ВКО, заключивший договора  напрямую - Шемонаихинский район. Также необходимо отметить, что в связи с тем, что почечные центры находятся в г. Семей, большая часть инвалидов с районов выписываются с районов и переезжают в г.Семей для получения регулярных (до 3 раз  в неделю) гемодиализных процедур.

 

  1. 4.              Государственный закуп способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках

В Отделе занятости города Усть-Каменогорск с 2017 года по 2019 год государственные закупки осуществлялись в рамках государственного социального заказа, способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках с КФ «Шығыс» ОО «Казахское общество глухих» (2017г.  «Восточно-Казахстанская Областная организация» ОО «Казахское общество глухих»). Договора заключены на общую сумму 155 683,1 тыс. тенге (из них: в 2017году- 31 389,0 тыс. тенге, в 2018 году –53 595,1 тыс. тенге, в 2019 году – 70 699,0 тыс. тенге).

Договора заключались в соответствии с пп.54) п.3 ст.39 Закона РК «О государственных закупках», который предоставляет возможность  осуществления государственной закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках в случаях приобретения товаров и услуг у общественных объединений инвалидов Республики Казахстан и (или) организаций, создаваемых общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан, в части приобретения технических вспомогательных (компенсаторных) средств (кроме протезно-ортопедических средств) и специальных средств передвижения, социальных услуг индивидуального помощника и специалиста жестового языка, предоставляемых инвалидам, услуг инватакси, санаторно-курортных путевок инвалидам.

Аналогичные нормы осуществления государственного закупа способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках установлены и в Отделе занятости города Семей.

Исходя из этого,  Отделы занятости имеют право не только выбора способа предоставления услуги, но и определения поставщика напрямую с применением норм законодательства о государственных закупках, что создает существенные коррупционные риски.

Заключение договоров на предоставление услуг индивидуального помощника через госзакуп в таких крупных городах области, как Усть-Каменогорск, Семей, Риддер возможно объясняется нахождением в них большего числа инвалидов и соответственно индивидуальных помощников и отсутствием возможности у Отделов занятости данных городов самим «сопровождать» (учет и мониторинг) каждый договор. 

Справочно: В области проживает 827 инвалидов, получающих услуги индивидуального помощника и 614 индивидуальных помощников.

 

Возникает множество жалоб со стороны инвалидов и  их индивидуальных помощников, желающих заключения договоров напрямую с ними без «посредничества» общественных объединений.

Управлением координации занятости и социальных программ ВКО, в свою очередь, во избежание роста социальной напряженности среди данной категории граждан, в адрес акима г.Риддер (Муратова Ж.Х.) направлено письмо о рассмотрении альтернативной возможности  (напрямую) закупа услуг индивидуального помощника.

Анализ показывает, что оказание услуг индивидуального помощника через Общественные объединения может содержать такое коррупционное проявление, как  подведение фактического объема предоставленных услуг (часов) в соответствие к плановому в целях освоения выделенных средств.

Также не исключается вероятность возникновения так называемых «мертвых душ», на которых оформляется договор на оказание услуги с перечислением оплаты.

 

  1. 5.              Отсутствие утвержденной формы технической спецификации к договору о государственных закупках

 

В ходе анализа установлено, что отсутствует единообразная и утверждённая форма технической спецификации по государственным закупкам услуг индивидуального помощников в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. Тем самым, техническая спецификация разрабатывается Отделами занятости самостоятельно.

В связи с чем, при разработке технической спецификации допускаются необоснованные требования.

К примеру, в Отделе занятости г.Усть-Каменогорск в технической спецификации к договору о государственных закупках №10 от 21.01.2019г. предусмотрено, что услуга оказывается на территории города Усть-Каменогорск. При этом, согласно Правил №26 индивидуальный помощник это специалист, оказывающий социальные услуги по сопровождению инвалида от места проживания до пункта назначения и обратно: на работу, в учебные заведения, а также при посещении инвалидом местных представительных и исполнительных органов, суда, прокуратуры, объектов социальной сферы, юридических консультаций, нотариуса, культурно-зрелищных мероприятий, спортивных сооружений, объектов торговли, медицинских учреждений, предприятий бытового обслуживания и иных организаций для решения вопросов, связанных с обучением, трудоустройством, защитой и реализацией своих прав и интересов, получением информации, оформлением необходимых документов, на условиях договора. Тем самым, правилами не оговаривается ограничение в виде оказания услуг на соответствующей территории.

На момент проведения анализа данное необоснованное требование устранено.

Также, в технической спецификации указано, что услуга оказывается в рабочие дни, в том числе в выходные и праздничные дни при наступлении форс-мажорных обстоятельств инвалидам 1 группы.

При этом, согласно Правил №26 оплата услуг индивидуального помощника производится отделами занятости, исходя из расчета размера заработной платы специалиста по социальной работе в час, согласно системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий, но не более 8 часов в день. Тем самым, правилами не оговаривается оказание услуги только в рабочие и выходные дни, при форс-мажорных обстоятельствах.

Тем самым, отсутствие утвержденной формы технической спецификации создает предпосылки для проявления коррупционных рисков.

Также, в ходе анализа установлено, что в регионах области в технической спецификации отражаются разные требования для индивидуальных помощников.

К примеру, в Отделах занятости города Риддер, города Семей установлены требования: - наличие у индивидуального помощника документа о прохождении предварительного медицинского освидетельствования;

- индивидуальный помощник письменно информирует работодателя обо всехвозникших в ходе работы обстоятельствах.

В Отделе занятости Шемонайхинского района: предоставление индивидуального помощника, имеющего медицинское, социальное или педагогическое образование.

В Отделе занятости города Усть-Каменогорск:  требования по знанию законов РК, психологических и физиологических особенностей инвалидов.

 

  1. 6.    Разработка и ведение бланков учета рабочего времени

 

Согласно п.11 Правил №26, в договоре между общественной организацией и индивидуальным помощником оговариваются условия оплаты социальных услуг индивидуального помощника, в том числе учет рабочего времени, нормативы обслуживания инвалидов.

Анализом установлено, что какая-либо более подробная регламентация относительно конкретизации формы или порядка учета рабочего времени законодательно не закреплена.

Следовательно, ввиду отсутствия законодательно регламентированной формы бланка учета рабочего времени возникает коррупционный риск разработки и утверждения «своей» формы бланка различными регионами.

Так, Управлением координации занятости и социальным программ ВКО самостоятельно разработан и рекомендован для использования при ведении учета рабочего времени в период 2016-2019 годы следующий вид бланка:

 

Утвержден

Руководителем управления координации Занятости

и социальных программ Восточно-Казахстанской области

Старенковой Е.

от «09» марта 2017

Бланк

Учёта работы  индивидуального  помощника

ФИО Обслуживаемого инвалида _________________________________________________

ФИО индивидуального помощника _________________________________________________

Месяц ____________________ 2019 год

 

 

 

 

Дата

 

Наименование организации, в которой предоставлялись услуги инвалиду

Время затраченное индивидуальным помощником на предоставление услуг в организации

Роспись инвалида в получении  услуги

Роспись представителя организации, в которой были предоставлены услуги индивидуальным помощником инвалиду первой группы заверенная штампом или печатью

 

 

 

 

 

 

Из образца бланка видно, что в нем было предусмотрено проставление отметок о фактическом времени, затраченном индивидуальным помощником, роспись представителя организации, в которой были предоставлены услуги инвалиду индивидуальным помощником, заверенная штампом или печатью, в обязательном порядке, в целях подтверждения целевого освоения денежных средств с бюджета при проведении встречных проверок со стороны контрольно-надзорных органов.

Согласно приказу общественной организации, предоставляющей социальные услуги, форма бланка учета рабочего времени является  единственным отчетным документом, которым может быть подтверждено фактическое время, затраченное индивидуальным помощником на оказание инвалидам услуг по сопровождению.

Бланки учета рабочего времени необходимы для контроля расходования бюджетных средств и качества оказания услуг.

Вследствие поступления многочисленных жалоб в Отделы занятости от самих инвалидов относительно упрощения формы бланка учета рабочего времени (в частности отмены необходимости проставления печатей и штампов), в Управлении координации занятости и социальных программ по ВКО 15 мая 2019 года проведено совещание под руководством экспертной рабочей группы по делам инвалидов при общественном совете ВКО по вопросу предоставления услуг индивидуальными помощниками и изменения бланков учета рабочего времени за оказанные услуги. По итогам совещания Управлением рекомендовано общественному объединению «Семипалатинское Кустовое общество инвалидов» изменить форму бланка учета рабочего времени индивидуального помощника в части того, чтобы  бланк учета рабочего времени должен быть без подтверждения печатей, штампов организаций которые были посещены, а подтверждением оказания услуги будет являться подпись инвалида. Данная рекомендация Управления принята и исполнена Отделом и общественной организацией (27 мая 2019 года), т.е. бланк был упрощен и в настоящее время выглядит следующим образом:

 

БЛАНК

 учета работы индивидуального помощника

 

ФИО обслуживаемого инвалида __________________________________________

 

ФИО индивидуального помощника ________________________________________

Месяц______________ 2019 год.

 

Дата

Наименование организации, в которой представлялись услуги инвалиду

Время, затраченное специалистом на предоставление услуг в организации

Роспись инвалида в получении услуги

 

 

 

 

 

Вместе с тем, следует отметить, что фактически, услуги инвалидам с почечной недостаточностью процедуры гемодиализа предоставляются индивидуальными помощниками из числа родственников, по принципу один к одному, чем и объясняется заинтересованность инвалидов в решении вопроса по упрощению бланков и максимальной оплате часов, оговоренных в Правилах №26 (п.12).

Однако, необходимо учитывать, что договор на оказание услуг заключается между общественным объединением, индивидуальным помощником и инвалидом, где обязанность по заполнению бланка, его сдаче для отчетности, а также, при необходимости выражение неудовлетворения по каким-либо вопросам, в частности по оплате оказанных услуг должны исходить от самого индивидуального помощника.

Также, следует отметить, что согласно п.1 ст.393 Гражданского кодекса РК от 27 декабря 1994 года № 268-XIII - договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным его условиям.

На деле, исходя из пояснений в Отделе,  жалобы касательно вопросов порядка оказания услуг, оплаты за услуги поступают от самих инвалидов за своих индивидуальных помощников.

 

  1. 7.              Отсутствие возможности проведения перерасчета сумм оплаты индивидуальным помощникам инвалидов, начиная с 01 июня 2019 года

 

За оказанные социальные услуги инвалидам первой группы, имеющим затруднения в передвижении Отделом ежегодно производятся государственные закупки услуг способом из одного источника,  путем прямого заключения договора, в рамках государственного социального заказа на соответствующий год.

          По итогам государственных закупок заключается договор на оказание услуг инвалидам первой группы, имеющим затруднения в передвижении, между Отделом и неправительственной организацией на сумму согласно годовому плану государственных закупок.

          В последующем, между общественным объединением и индивидуальным помощником заключается договор гражданско-правового характера, в котором  предусматриваются условия оплаты социальных услуг индивидуального помощника, в том числе расходы на проезд и прочие, а также учет рабочего времени, нормативы обслуживания инвалидов и перечень предоставляемых услуг.

          В соответствии с поручением Первого Президента Республики Казахстан-Елбасы и поручением Президента РК Токаева К.К.  о повышении заработной платы с 1 июня 2019 года гражданским служащим, занятых в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и других гражданских служащих, индивидуальные помощники рассчитывают на увеличение стоимости оплаты их услуг начиная с этой даты и перерасчет на настоящий период. 

Вместе с тем, согласно ст.58 Закона РК «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года №480-V ЗРК, где говорится, что в случаях обнаружения неясностей и различного понимания нормативных правовых актов, противоречий в практике их применения может быть дано официальное разъяснение норм, содержащихся в нормативном правовом акте, Отделом были направлены запросы в Вышестоящие организации по разъяснению норм постановления Правительства РК от 31 декабря 2015 года № 1193.

Так, согласно разъяснению Министерства труда и социальной защиты населения РК, в соответствии со статьей 383 Гражданского кодекса Республики Казахстан договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством (императивным нормам), действующим  в момент его заключения.

Если после заключения договора законодательством устанавливаются обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда законодательством установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В рассматриваемом случае постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 мая 2019 года № 302 не установлено, что внесенные изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 год № 1193 распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В этой связи, считается, что условия заключенных до 01 июня 2019 года договоров в соответствии с законодательством о государственных закупках сохраняют свою силу без возможности внесения изменений в части заключения дополнительных соглашений в целях осуществления перерасчета с 01 июня 2019 года.

Также, следует отметить, что в случае заключения договоров напрямую Отделом с индивидуальными помощниками, осуществление перерасчета было бы возможным.

 

8. Неправомерное удержание индивидуального подоходного налога с оплаты услуг индивидуального помощника

В соответствии с налоговым законодательством, общественное объединение «Семипалатинское Кустовое общество инвалидов» (далее-СКОИ) производит перерасчет с 2016 года по 1 марта 2019 года для возврата индивидуальным помощникам удержанного индивидуального подоходного налога. В ближайшее время ОО «СКОИ» будет перечислен возврат суммы ИПН индивидуальным помощникам в размере 9795,0 тыс. тенге.

 

  1. 9.              Вопрос касательно оплаты проезда индивидуальному помощнику

Заявители жаловались, что в договоре ГПХ не оговорен пункт оплаты проезда индивидуального помощника в соответствии с Приказом №26 от 22.01.2015г.

Анализом установлено, что нвалидам с нарушением функций опорно-двигательного аппарата первой, второй группы, детям инвалидам, а также  сопровождающим лицам и инвалидам первой группы, имеющие затруднения в передвижении на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, согласно утвержденному перечню объектов и пунктов назначения предоставляются услуги «Инватакси».

Также, бесплатные транспортные услуги оказываются Почечными центрами инвалидам с диагнозом - почечная недостаточность, 2 - 3 раза в неделю проходящим процедуру гемодиализа, с продолжительностью 4 часа в день.

Инвалиды по зрению 1-2 группы, с сопровождающими лицами, пользуются бесплатным проездом в городском транспорте (за  счет  средств  перевозчиков).

Справочно: количество услугополучателей, которым оказывают услуги индивидуальные помощники по принципу один к одному- 217 человек (по состоянию на 09.10.2019г), также зарегистрированы 16 индивидуальных помощников  с нормой обслуживания до 4 инвалидов. Итого услуги оказывают 233 индивидуальных помощника.

В договорах ГПХ между ОО СКОИ и индивидуальными помощниками, с нормой обслуживания от 2 до 6 человек, предусмотрена оплата на проезд (5500 тенге за проездной билет). В договорах ГПХ между ОО СКОИ и индивидуальным помощником- родственником инвалида, оплата за проезд не предусмотрена – п. 3.1.7 – все расходы, связанные с выполнением договора, осуществляются исполнителем (индивидуальным помощником) за свой счет.

Данное положение вытекает из норм п.11 Правил №26 - условия оплаты услуг индивидуального помощника, в том числе расходы на проезд и прочие, а также учет рабочего времени, нормативы обслуживания инвалидов и перечень предоставляемых услуг оговариваются в договоре.

Тем самым, прослеживается коррупционный риск в виде отдания предпочтения со стороны ОО при оговоре оплаты за проезд в договорах.

Для решения данного вопроса, по итогам совещания у заместителя акима г. Семей от 04.10.2019 года, отделу пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Семей было дано поручение по даче предложений по включению в перечень по бесплатному проезду в общественном транспорте инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении (кроме инвалидов по зрению).

Ответ от отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог поступил в Отдел 09.10.2019 года, в котором они поясняют, что в результате направленного ими письма в адрес перевозчиков с ходатайством по рассматриваемому вопросу, получен ответ от последних, что предоставить бесплатный проезд инвалидам первой группы  имеющих затруднение в передвижении с сопровождающим не предоставляется возможным. 

 

10. Вопрос касательно оплаты услуг индивидуальным помощникам в выходные и праздничные дни

С июля текущего года в договоре гражданско-правового характера на оказание социальных услуг индивидуального помощника инвалиду 1 группы, имеющему затруднения в передвижении, заключенным между общественным объединением «Семипалатинское кустовое общество инвалидов» и индивидуальным помощником в п.2.4 оговорено, что заказчик (ОО СКОИ) оплачивает не более 8 часов в день, на одного инвалида при балансе рабочего времени 40 часов в неделю.

То есть, услуги могут оказываться индивидуальым поомощником и в выходные и в праздничные дни, соблюдая при этом недельный баланс в 40 часов.

 

11. Коррупционный риск при оказании услуги по предоставлению индивидуальноо помощника с применением доверенности

 

Порядок предоставления услуг индивидуального помощника (в соответствии с Правилами №26) регламентирует, что (п.4) для получения услуг индивидуального помощника, инвалиды первой группы, имеющие затруднение в передвижении, или их законные представители либо лица, получившие от инвалида доверенность, не требующую нотариального удостоверения, подают в управление … заявление на предоставление средств и услуг реабилитации в соответствии с социальной и профессиональной частью индивидуальной программы реабилитации и т.д.

Наличие в Правилах исключения по требованию нотариально удостоверенной доверенности от инвалида на подачу от его имени заявления на оказание ему услуги в предоставлении индивидуального помощника является коррупционным риском - возможностью возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

Так, любое заинтересованное лицо, которому доступны копии документов инвалида (об установлении инвалидности, о разработанных мероприятиях в ИПР) может обратиться с заявлением на предоставление услуги индивидуального помощника используя поддельную доверенность (без нотариального удостоверения).

В связи с чем, в целях исключения возможности коррупционных проявлений, предлагается рассмотреть необходимость внесения изменений в п.4 Правил №26 в части того, чтобы доверенность лицам на получение услуги по предоставлению индивидуального помощника от инвалидов первой группы была нотариально удостоверенной.

Также, в целях предупреждения «денежных» вопросов касательно нотариального удостоверения доверенностей, следует отметить, что согласно пп.5) п.2 ст. 30-1 Закона РК «О нотариате» от 14 июля 1997 года №155, от оплаты услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий частным нотариусом освобождаются инвалиды 1 и 2 групп.

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИТОГАМ ВНЕШНЕГО АНАЛИЗА КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

 

Создание эффективной системы мер социальной защиты лиц с инвалидностью является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Проведенный внешний анализ коррупционных рисков в сфере социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями показал, что имеется ряд проблем при оказании социальной поддержки. А именно:

  1. 1.          Применение законодательных норм местными исполнительными органами районов региона на свое усмотрение - проведение закупа услуг индивидуального помощника в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном социальном заказе и о государственных закупках либо заключение договоров возмездного оказания услуг напрямую с физическим лицом, что является причиной создания массы жалоб и нареканий со стороны инвалидов и их индивидуальных помощников (родственников).

Отделам занятости по ВКО с 2020 года рекомендуется заключение договоров возмездного оказания услуг напрямую с физическим лицом.

  1. 2.          Отсутствие законодательной возможности проведения перерасчета суммы оплаты за оказание социальных услуг индивидуальным помощникам, вследствие того, что крупными городами ВКО был проведен госзакуп данных услуг со всеми вытекающими ограничениями.

Также, в Постановлении Правительства РК от 21.05.2019 года №302  отсутствует оговорка, что внесенные изменения распространяются на отношения, возникшие из ранее  заключенных договоров.

Данное положение свидетельствует о том, что МИО стали «заложниками» выбранного способа оказания услуг без возможности подстраиваться под вносимые изменения;

  1. 3.          Общественные объединения вынуждены применять бланки учета рабочего времени, для того, чтобы подтвердить освоенную сумму.

Вместе с тем, форма бланков учета рабочего времени и вообще форма отчетности по данному учету никак не регламентирована.

Регионы республики на свое усмотрение разрабатывают и утверждают эти бланки, что, с одной стороны является необходимым в целях учета и подтверждения произведенной оплаты, а с другой стороны, создает разный подход по его ведению ввиду отсутствия централизованного направления.

Вследствие чего возникает бумажная волокита, недовольство и снова жалобы.

  1. 4.          Общественные объединения в Восточно-Казахстанской области не испытывают большого желания участвовать в госзакупе услуг индивидуального помощника инвалидам, испытывающим затруднения в передвижении. В ходе анализа установлено, что их буквально «заставляют», «упрашивают» участвовать в данных госзакупках. И на следующий 2020 год Отделы занятости ВКО рискуют остаться без поставщиков.

Нежелание общественных объединений объясняется наличием множественных проблемных моментов связанных с обслуживанием инвалидов и предоставлением им социальной помощи.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

 

Министерством труда и социальной защиты населения РК, в целях расширения доступности социального обслуживания планируется ввести монетизацию части предоставляемых услуг инвалидам.

При получении возмещения в денежном выражении у инвалида появляется возможность самостоятельно приобрести то или иное положенное ему техническое или гигиеническое средство, в зависимости от его индивидуальных, анатомических и других потребностей.

Предполагается, что при внедрении монетизации будут исключены коррупционные риски в части проведения государственных закупок. Произойдет переход обеспечения средствами инвалидов из натурального в материальное выражение, согласно потребностям инвалида. Существенно снизятся предпосылки для возникновения коррупционных проявлений вследствие оптимизации государственных услуг, которые оказываются напрямую услугодателем, а также это позволит сократить ежегодные расходы граждан и государства, т.е. добиться экономического эффекта.

Результаты проведенного анализа показывают, что целесообразным в решении поднятых проблем в Восточно-Казахстанской области  будет - рассмотрение необходимости перехода от существующего порядка оплаты услуг к выделению ежемесячного денежного пособия самому инвалиду по этой программе с проработкой альтернативы.

Данное нововведение обеспечит удовлетворённость услугополучателей, упростит работу местных исполнительных органов в данном направлении и в целом создаст благоприятную среду для уязвимых групп в рамках социальной модернизации Казахстана до 2030 года.

Рабочая группа:

 

Офицер по ОВД Оперативного

управления Департамента

Агентства РК по противодействию

коррупции (Антикоррупционной

службы) по ВКО                                                                         Кижиков Е.Б.

 

Офицер по ОВД Оперативного

управления Департамента

Агентства РК по противодействию

коррупции (Антикоррупционной

службы) по ВКО                                                                        Сейлханов М.К.

 

Следователь по особо важным делам

МРУ по противодействию коррупции

по Семейскому региону Департамента

Агентства РК по противодействию

коррупции (Антикоррупционной

службы) по ВКО                                                                       Кантарбаев Ш.А.

И.о. старшего офицера

управления превенции Департамента

Агентства РК по противодействию

коррупции (Антикоррупционной

службы) по ВКО                                                                          Беристенов Р.А.

 

Главный специалист

управления превенции Департамента

Агентства РК по противодействию

коррупции  (Антикоррупционной

службы) по ВКО                                                                        Кусаинова Ж.К.

 

Главный специалист сектора по

реабилитации инвалидов Отдела

занятости и социальных программ

города Усть-Каменогорск                                                       Шомбинова Г.М.

 

Заведующая сектором контроля и 

документационного обеспечения Отдела

занятости, социальных программ и

регистрации актов гражданского

состояния города Семей                                                                 Калиева А.С.

 

Ознакомлены: ______________________________________________________________

(дата, должность, подпись, Ф.И.О)

 

______________________________________________________________

(дата, должность, подпись, Ф.И.О)

 

______________________________________________________________

(дата, должность, подпись, Ф.И.О)

 

 

 

Предоставление социальных услуг индивидуального помощника, специалиста жестового языка

 

Для получения социальных услуг индивидуального помощника и специалиста жестового языка инвалиды первой группы, имеющие затруднение в передвижении и инвалиды по слуху обращаются с заявлением на предоставление социальных услуг индивидуального помощника/специалиста жестового языка в городские, районные отделы занятости и социальных программ (далее – отделы занятости и социальных программ) с приложением следующих документов:

-выписки из ИПР;

-документа, удостоверяющего личность заявителя;

-индивидуального идентификационного номера – в случае отсутствия индивидуального идентификационного номера в документе, удостоверяющем личность;

-справки об инвалидности.

Документы представляются в подлинниках и копиях для сверки, после чего подлинники документов возвращаются заявителю.

В случае невозможности личного обращения инвалид поручает другим лицам обратиться с заявлением на основании доверенности, не требующей нотариального удостоверения (далее – заявитель).

Медицинскими противопоказаниями к предоставлению инвалидам социальных услуг индивидуального помощника и специалиста жестового языка являются следующие заболевания, требующие лечения в специализированных медицинских организациях:

-туберкулез с бактериовыделением (БК+);

-инфекционные заболевания кожи и волос;

-венерические болезни;

-болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ);

-психические расстройства, за исключением неврозов, неврозоподобных состояний, легкой степени дебильности, судорожных синдромов различной этиологии с редкими (не более одного раза в 2-3 месяца) припадками, без слабоумия и выраженных изменений личности.

 

Предоставление санаторно-курортного лечения инвалидам и детям-инвалидам

 

Обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется местными исполнительными органами путем предоставления санаторно-курортной путевки (далее – путевка) инвалидам и детям-инвалидам согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида (далее – ИПР).

Инвалиды, либо с их письменного согласия другое лицо, а также законные представители детей-инвалидов (далее – заявитель) подают заявление на предоставление санаторно-курортного лечения в отделе занятости и социальных программ.

К заявлению прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

2) для детей-инвалидов - копия документа, удостоверяющего личность и копия документа, удостоверяющего личность его законного представителя;

3) копия индивидуального идентификационного номера – в случае отсутствия индивидуального идентификационного номера в документе, удостоверяющем личность;

4) копия санаторно-курортной карты, выданная организацией здравоохранения;

5) документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка либо справка сельских и/или аульных акимов);

6) копии справки об инвалидности и выписки из ИПР;

7) при подаче заявления другим лицом с письменного согласия инвалида - копия документа, удостоверяющего его личность.

     

Обеспечение протезно-ортопедической помощью

 

Инвалиды обеспечиваются протезно-ортопедической помощью в соответствии с ИПР.

Протезно-ортопедическая помощь заключается в предоставлении медицинских услуг по протезированию, обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими средствами, а также в обучении пользования ими.

Инвалиды, нуждающиеся в протезно-ортопедической помощи, подают заявление в городские, районные отделы занятости и социальных программ по месту жительства (далее – отделы занятости и социальных программ).

Обеспечение протезно-ортопедическими средствами, а также их ремонт за счет средств государственного бюджета производится:

1) участникам, инвалидам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным по льготам и гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны;

2) военнослужащим, инвалидность которых наступила в связи с исполнением служебных обязанностей в Вооруженных Силах Республики Казахстан;

3) лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов национальной безопасности, инвалидность которых наступила в связи с исполнением служебных обязанностей;

4) инвалидам от общего заболевания;

5) инвалидам с детства;

6) детям-инвалидам.

 

Обеспечение ортопедической обувью

 

Инвалиды обеспечиваются следующими видами ортопедической обуви: сложной, малосложной, обувью на протезы и ортопедические аппараты.

Сложная ортопедическая обувь (кроме сапог) выдается:

- участникам, инвалидам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к инвалидам Великой Отечественной войны по льготам и гарантиям, в количестве двух пар (летняя и зимняя) со сроком ношения один год, считая с момента выдачи заказа;

- инвалидам первой и второй групп;

- детям-инвалидам - две пары в год (летняя и зимняя).

Инвалидам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним по льготам и гарантиям, с ампутационными культями обеих рук либо при резком понижении функций обеих кистей, либо с поражением позвоночника, а также при анкилозах в тазобедренных суставах выдается обувь с боковыми резинками.

Инвалидам третьей группы от общего заболевания и с детства сложная ортопедическая обувь (летняя или зимняя) выдается с 50-процентной скидкой стоимости.

 

Обеспечение обувью на протезы

 

Участникам, инвалидам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным по льготам и гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны выдается одна пара обуви на протезы со сроком ношения один год, считая с момента выдачи заказа.

Детям-инвалидам – две пары обуви (летняя и зимняя на сукне) со сроком ношения один год с момента выдачи заказа.

 

Обеспечение лечебно-профилактическими протезно-ортопедическими средствами

 

Лечебно-профилактическими протезно-ортопедическими средствами со сроком ношения один год обеспечиваются:

- участники, инвалиды Великой Отечественной войны, а также лица, приравненные по льготам и гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны;

- военнослужащие, инвалидность которых наступила в связи с исполнением обязанностей военной службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан;

- лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов национальной безопасности, инвалидность которых наступила в связи с исполнением служебных обязанностей;

- дети-инвалиды.

Прибывшие на протезирование представляют поставщику:

- направление управления;

-направление-рекомендацию лечащего врача, выписку из истории болезни при первичном протезировании;

- рентгеновские снимки;

- справку об инвалидности;

- документ, удостоверяющий личность заявителя;

- документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка либо справка сельских и/или аульных акимов);

-копия индивидуального идентификационного номера – в случае отсутствия индивидуального идентификационного номера в документе, удостоверяющем личность.

     

Обеспечение сурдотехническими средствами

 

Инвалиды обеспечиваются сурдотехническими средствами на основании заявлений, ИПР.

За счет средств государственного бюджета сурдотехническими средствами обеспечиваются:

- участники и инвалиды Великой Отечественной войны;

- лица, приравненные по льготам и гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны;

- дети-инвалиды;

- инвалиды первой, второй, третьей групп.

     

Обеспечение детей-инвалидов с кохлеарными имплантами речевыми процессорами

 

Услуга по замене и настройке речевого процессора к кохлеарному импланту заключается в приобретении, замене и настройке речевого процессора детям-инвалидам с кохлеарными имплантами (далее – услуга по замене речевого процессора).

Замена речевого процессора детям-инвалидам с кохлеарными имплантами осуществляется не ранее, чем через пять лет со дня установки (замены) речевого процессора.

Дети-инвалиды с кохлеарными имплантами, нуждающиеся в оказании услуги по замене речевого процессора (их законные представители), подают заявление на оказание услуги по замене и настройке речевого процессора к кохлеарному импланту в отделы занятости и социальных программ с представлением следующих документов:

- документ, удостоверяющий личность ребенка-инвалида;

- документ, удостоверяющий личность одного из родителей (опекунов, попечителей);

-индивидуальный идентификационный номер - в случае отсутствия индивидуального идентификационного номера в документе, удостоверяющем личность;

- выписка из социальной части ИПР;

- заключение комиссии;

- документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка либо справка сельских и/или аульных акимов).

 

Обеспечение тифлотехническими средствами

 

Обеспечение инвалидов первой и второй групп, детей-инвалидов тифлотехническими средствами осуществляется за счет средств государственного бюджета.

Инвалиды первой и второй групп, дети-инвалиды обеспечиваются тифлотехническими средствами на основании заявлений, ИПР.

Инвалиды первой и второй групп, дети-инвалиды, нуждающиеся в тифлотехнических средствах, подают заявление в отделы занятости и социальных программ.

    

Медицинские показания к обеспечению инвалидов обязательными гигиеническими средствами

 

Медицинскими показаниями к обеспечению инвалидов подгузниками являются:

1)нарушения стато-динамических функций организма, сопровождающиеся нарушением функции тазовых органов по типу недержания мочи и кала, обусловленные заболеваниями и/или последствиями травм;

2)недержание мочи и кала вследствие психических расстройств, обусловленных нарушением контроля за своим поведением;

3)нарушение функции тазовых органов по типу недержания мочи и кала вследствие травм мочевыводящих путей и прямой кишки, врожденных аномалий спинного мозга, мочевыделительной системы и желудочно-кишечного тракта.

Медицинскими показаниями к обеспечению инвалидов мочеприемниками и калоприемниками являются наличие стомы кишечника или мочевого пузыря.

 

Обеспечение инвалидов специальными средствами передвижения

     

Под специальными средствами передвижения понимается вид технической помощи для активного и пассивного передвижения инвалидов.

Техническая помощь заключается в обеспечении инвалидов комнатными и/или прогулочными кресло-колясками (далее – кресло-коляски).

Инвалиды, нуждающиеся в кресло-колясках, либо с их письменного согласия другое лицо, а также законные представители детей-инвалидов (далее – заявитель) подают заявление в городские, районные отделы занятости и социальных программ (далее – отделы занятости и социальных программ) по месту жительства.

 



Кем Вы работаете?