Справка по Карте занятости Восточно-Казахстанской области на 2015-2017 годы

 

 

  В соответствии с поручением Министерства здравоохранения и социального развития  Республики Казахстан разработана Карта занятости Восточно-Казахстанской области на 2015-2017 годы.

Для разработки карты занятости была создана рабочая группа из специалистов управлений и департаментов области: управления координации занятости и социальных программ, управления экономики и бюджетного планирования, управления предпринимательства и промышленности, управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, управления образования, управления сельского хозяйства, управления здравоохранения, управления строительства, управления внутренней политики, управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, департамента внутренних дел ВКО (управление миграционной полиции), департамент уголовно-исправительной системы по ВКО.  Аналогичные рабочие группы были созданы в каждом регионе.

В соответствии с методикой формирования карт занятости, утвержденной приказом министра 31 марта 2014 года №135-ө, всеми регионами области  осуществлен подворовой обход с уточнением  списков не только безработных, занятых, самозанятых, но и всех проживающих,  что безусловно позволило более качественно разработать «Карту занятости населения на 2015-2017 годы».

 Для внесения данных подворового обхода была создана автоматизированная система учета категорий населения в разрезе каждого сельского округа. Кроме того, для оперативного формирования отчетов в различных разрезах и постоянного мониторинга реализации, была разработана электронная Карта занятости ВКО. В настоящее время эти две автоматизированные системы интегрированы, что дает возможность проводить сравнительный анализ статистических данных с данными фактически проживающего населения в каждом сельском округе.    

Защита Карты занятости заместителями акимов городов и районов производилась по утвержденному графику.

 

I. Паспорт региона.

Восточно-Казахстанская область является одним из развитых регионов Казахстана и располагает развитой производственной и социальной инфраструктурой, основой ее экономики являются горнодобывающая промышленность, а также сопутствующие отрасли металлургической промышленности и машиностроения. Развит сельскохозяйственный  сектор экономики, имеются большие возможности для развития туризма.

Согласно статистических данных в области  численность населения снижается с 1396,9 тыс. человек в 2009 году, до 1393,2 тыс. человек в 2014 году, в течение ближайших трех лет ситуация стабилизируется и будет наблюдаться незначительный рост с 1393,9 тыс. человек в 2015 году до 1395,9 тыс. человек в 2017 году.

Статистическиеданные последних лет показывают нестабильность динамикиэкономически активного населения.  Если экономически активное население в 2010 году выросло на 5,8 тыс. чел. по сравнению с 2009 годом, то в 2011 году значительно уменьшилось на 12,3 тыс. чел. и составило  757,5 тыс. чел. В связи с демографической ямой 90-х годов численность экономически активного населения будет снижаться до 2019 года. Ежегодное снижение до 2017 года прогнозируется в пределах 500-600 человек и составит 742,1 тыс. человек.

Согласно прогнозу динамика снижения занятого населения  стабилизируется и в 2014 году составит 708,0  тыс. чел., с дальнейшим небольшим увеличением на 350 человек ежегодно и снижения общего количества безработных с 34,8 тыс. чел. в 2015 году, до 33,0 тыс. чел. в 2017 году,  что будет связано с созданием новых рабочих мест в рамках программ: развития  территорий,  «Дорожная карта занятости 2020»,  форсированного индустриально – инновационного развития (ГПФИИР), «Дорожная карта бизнеса», «Агробизнес», «Доступное жилье», «Модернизация ЖКХ», а также путем привлечения граждан в активные формы содействия занятости с последующим трудоустройством их на свободные рабочие места.

За счет создания дополнительных рабочих мест по вышеуказанным Программам, ожидается  увеличение количества наемных работников с 485,6 тыс. чел. в 2015 году до 490,6 тыс. чел. в 2017 году  и снижение непродуктивного самозанятого населения путем привлечения их  в мероприятия Дорожной карты занятости 2020 с 102,1 тыс. чел. в 2015 году до 93,1 тыс. чел. в 2017 году.

В результате реализации Программ значительно снизится число малообеспеченных  семей, проживающих ниже прожиточного минимума с 14,2 тыс. семей до 13,4 тыс. семей в 2017 году, а количество  получателей адресной социальной помощи уменьшится  с 2,3  до 2,0 тыс. семей.

Уровень безработицы за 2 квартал составил 4,8%. В 2015-2017 годах прогнозируется снижение показателя до 4,5% в 2017 году (по действующей методике расчета уровня безработицы). Портрет среднестатистического безработного Восточно-Казахстанской области выглядит следующим образом - женщина (52% от численности безработных) в возрасте 30-50 лет (42%), проживающая в городской местности (29%), которая осталась без работы из-за завершения срока договора (36%)

 

II. Дополнительная потребность в трудовых ресурсах (спрос).

Наращивание сельскохозяйственного и промышленного потенциала является основным направлением развития области. В сельском хозяйстве ежегодно планируется создание  в среднем 2,6 тыс. рабочих мест.

Перспективы расширения горнорудной базы, модернизации металлургического и машиностроительного производств обеспечат реальный рост промышленного потенциала области с созданием от 1,4 тыс. до 2,5 тыс. новых рабочих мест ежегодно.

Сфера малого бизнеса является  устойчивым экономическим классом региона. Основная часть индивидуальных предпринимателей специализируется в сфере торговли, услуг, общественного питания. Деятельность малых предприятий охватывает отрасли пищевой промышленности, лесозаготовки, строительства, туризма, легкой промышленности. В сфере торговли, услуг,  общественного питания планируется реализация проектов до 2017 года с созданием свыше 2,0 тыс. рабочих мест ежегодно.

Для потребностей жилищного строительства планируется развитие строительной индустрии, в которой предусмотрена реализация проектов по расширению действующих производств,  с ежегодным созданием около 3,5 тыс. рабочих мест.

В обрабатывающей промышленности и сфере ЖКХ будет создано более 3,3 тыс. рабочих мест ежегодно.

В  целом по области определена общая потребность в трудовых ресурсах в 2015 году 16,9 тыс. рабочих мест, в 2016 году 16,1 тыс. рабочих мест, в 2017 году 15,7 тыс. рабочих мест.

 

Потребность в трудовых ресурсах по видам экономической деятельности (человек).

Виды экономической деятельности

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Всего, чел., в том числе:

16886

16051

 

15717

 

- Сельское, лесное и рыбное  хозяйство

2863

2793

 

2235

- Горнодобывающая, разработка карьеров

1597

1387

 

2455

 

- Обрабатывающая,  электро, водоснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование, канализационная система, сбор и распределение отходов

3125

 

 

3808

 

3433

- Строительство

4315

3232

 

3636

 

- Транспорт и складирование

235

205

 

212

 

- Информация и связь, финансовая и страховая деятельность, операция с недвижимым имуществом

382

46

50

 

- Оказание услуг, оптово-розничная торговля

2027

2059

 

2325

 

- Образование, здравоохранение, социальные услуги, искусство, развлечение и отдых

2114

2304

 

1143

 

- Государственное управление, оборона

221

182

 

217

 

- прочие

7

35

5

 

В соответствии с выявленной потребностью, будут востребованы специалисты различной квалификации и уровня образования, в том числе:

  в сельском хозяйстве наиболее востребованы   ветеринарные техники, рабочие по уходу за животными,  механизаторы, трактористы, чабаны;

промышленные предприятия будут испытывать потребность в таких специалистах как:  инженеры различной специализации, наладчики автоматических линий, операторы производства, машинисты (кранов,  бульдозеров,  котлов, котельных установок), слесари различных направлений (ремонтники, по КИП и автоматике, механосборочных работ, по сборке металлоконструкций, по ремонту агрегатов, технологических установок и  автомобилей, аппаратчики, газоэлектросварщики, столяры, токари, электрики, водители,  контролеры, швеи, повара, кондитеры, пекари.

в строительстве спрос на такие профессии, как инженеры - строители, техники-строители, электромонтажники по силовым сетям и электрооборудованию, машинисты кранов и  бульдозеров,  дорожные рабочие, каменщики, бетонщики, маляры, отделочники, плиточники, плотники, стропальщики,  штукатуры;

в сфере транспорта и складирования   востребованы механики, водители, слесари по ремонту автомобилей, контролеры;

      в оптово – розничной торговле и оказании услуг спрос на такие профессии, как   администраторы, менеджеры,  брокеры (торговый), бухгалтеры, бармены, водители, закройщики, кассиры, кладовщики, маникюрши,  обувщики по ремонту обуви;

в образовании и  здравоохранении востребованы врачи разных специализаций, медицинские  сестры,  лаборанты, санитары,  библиотекари,  воспитатели, методисты, преподаватели, психологи. 

Остаются востребованными на рынке труда  рабочие, выполняющие низкооплачиваемые, не требующие квалификации работы –  подсобные рабочие, грузчики, уборщики, разнорабочие, дворники.

 

IV. Источники трудовых ресурсов (человек).

Значительное пополнение рынка труда области будет осуществляться  за счет выпускников  учебных заведений (свыше 5,0 тыс. чел), трудовых мигрантов (около 2,0 тыс. чел.), демобилизованных из вооруженных сил РК (более 1,0 тыс. чел.), освобожденных из мест лишения свободы в пределах 1,0 тыс. чел.

Согласно прогноза, на рынок труда придут: в 2015 году – 19,5 тыс. чел., в 2016 году – 18,4,  в 2017 году – 18,2.  Динамика снижения  источников трудовых ресурсов  связана с увеличением занятого населения и демографическим провалом 90-х годов.

 

V. Баланс трудовых ресурсов (человек).

Сложившийся прогноз баланса трудовых ресурсов области  определил оценку сбалансированности потенциального предложения и спроса на рабочую силу.

В целом по области ежегодно наблюдается небольшой избыток   трудовых ресурсовот 2,3 тыс. человек до 2,6 тыс. чел., в связис этим   напряженность по годам на рынке труда не возрастает, и на одно рабочее место в среднем  претендует от 3  до  5 безработных.

Большой удельный вес в избытке приходится на категорию неквалифицированных рабочих. Их доля  составляет 34,4 % в 2015 году,  33,4 % в  2016 году, и 32,1% в 2017 году.

Имеет место переизбыток кадров с высшим образованием в пределах 2,6 тыс. человек и среднего уровня  квалификации 2,2 тыс. чел.

В тоже время будет испытываться недостаток трудовых ресурсов в квалифицированных рабочих крупных и мелких  промышленных организаций,  квалифицированных работниках сельского, лесного, охотничьего  хозяйств, в операторах, аппаратчиках, машинистах, слесарях-сборщиках, в работниках сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства. Наибольший спрос имеется на квалифицированных рабочих крупных и мелких  промышленных организаций и составит в 2015 году– 2401 человек, в 2016 году – 1945, в 2017 году – 2400 .

Свободная рабочая сила рынка труда (данные фиксированного рынка труда) несмотря на положительную динамику его изменения, представлена преимущественно женщинами, достаточно велик процент безработных: со средним образованием,  длительно неработающих, неквалифицированных рабочих, имеющих стаж менее года, молодежи без опыта работы.

Избыток служащих, занятых подготовкой информации, оформлением документов, учетом и обслуживанием, работников сферы обслуживания, ЖКХ и торговли будет устраняться через организацию общественных работ и социальных рабочих мест.

Структурные пропорции предложения и спроса на рынке труда позволяют выявить перспективные направления рынка труда с учетом стратегий развития отдельных сфер и отраслей экономики городов и районов области.

          Прогноз дефицита или избытка работников по определенным  категориям профессий станет основой для принятия управленских решений в области содействия занятости населения, оказания активных мер социальной поддержки населения, обоснованно осуществлять профессиональную подготовку кадров.

 

          VI. За счет принимаемых мер ожидается.

В Восточно-Казахстанской области разработан план выявления резервов роста, согласно которому, при снижении темпов роста экономики, в каждом районе будут предприниматься антикризисные меры.

 

 

 

Вместе с тем определен перечень крупных предприятий, находящихся в зоне риска снижения объемов производства. Со всеми подписаны меморандумы о недопущении массового высвобождения работников.

 

№ п/п

Наименования предприятия

Ожидаемое на по результатам  2014 года

2015 год

Снижение при пессимистистическом прогнозе по сравнению с 2014 годом

 

пессимистический

 

Числен-ность (тыс.чел.)

 обьем производства (млн.тг.)

Числен-ность (тыс.чел.)

 обьем производства (млн.тг.)

Числен-ность (тыс.чел.)

 обьем производства (млн.тг.)

 
 
 

 

Всего

31.2

694 621.7

28.7

658 946.0

-2.46

-35 675.77

 

1

АО "АЗИЯ АВТО"

0.9

113 790.7

0.8

107 946.4

-0.07

-5 844.29

 

2

ТОО "КАЗЦИHК"

11.5

443 349.3

10.6

420 578.9

-0.91

-22 770.42

 

3

ТОО Востокцветмет

6.2

53 564.0

5.7

50 813.0

-0.49

-2 751.05

 

4

АО "УМЗ"

3.9

27 364.0

3.6

25 958.6

-0.31

-1 405.42

 

5

АО "УК ТМК"

2.5

14 104.0

2.3

13 379.6

-0.20

-724.38

 

6

ТОО "КАЗЦИHКМАШ"

1.4

7 442.4

1.3

7 060.2

-0.11

-382.24

 

7

ТОО "ЦЕМЕHТHЫЙ ЗАВОД СЕМЕЙ"

1.1

22 097.3

1.0

20 962.4

-0.09

-1 134.92

 

8

АО "ВОСТОКМАШЗАВОД"

1.1

2 589.2

1.0

2 456.2

-0.08

-132.98

 

9

АО "БУХТАРМИHСКАЯ ЦЕМЕHТHАЯ КОМПАHИЯ"

0.8

27.9

0.8

26.4

-0.06

-1.43

 

10

АО "УСТЬ-КАМЕHОГОРСКИЙ АРМАТУРHЫЙ ЗАВОД"

0.8

6 888.0

0.7

6 534.2

-0.06

-353.77

 

11

ТОО "ЖБК"

0.5

1.6

0.5

1.5

-0.04

-0.08

 

12

ДТОО "ГОРHОРУДHОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "СЕКИСОВСКОЕ" КОМПАHИИ "HAMBLEDON MINING COMPANY LIMITED"

0.5

3 403.3

0.5

3 228.5

-0.04

-174.80

 

 

Акиматом ВКО разработаны меры реагирования на возможные сценарии развития ситуации на рынке труда:

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимаемые меры

Охват населения, чел.

базовый

оптимистический

пессимистический

подтверждены финансированием из РБ и МБ

не подтверждены финансированием из РБ и МБ

подтверждены финансированием из РБ и МБ

не подтверждены финансированием из РБ и МБ

подтверждены финансированием из РБ и МБ

не подтверждены финансированием из РБ и МБ

1

Меры содействия занятости с учетом ДКЗ 2020

17366 (+1020)

17366 (+1800)

17366 (+2740)

2

В том числе ДКЗ 2020:

5132

500

5132

1200

5132

2000

 

1 направление

203

 

203

 

203

1000

 

2 направление

1600

 

1600

 

1600

 

 

3 направление

3329

500

3329

1200

3329

1000

1 компонент

3064

 

3064

 

3064

1000

2 компонент

265

500

265

1200

265

 

3

ПРТ

5450

 

4500

 

5450

3090

4

Проекты по выводу из пула бедности

410

 

 

 

410

 

5

Мобильные магазины

 

70*

 

50*

 

90*

6

Мобильные колледжи

 

200*

 

250*

 

500*

7

Служба сельхозуслуг

 

250*

 

300*

 

150*

 

ИТОГО

10992

1020

9632

1800

10992

2740

Примечание: *-не требуют дополнительного финансирования из государственного бюджета

 

Результаты подворового обхода позволили создать предварительный пофамильный список 42800 участников программы «ДКЗ 2020» 2015 года, в разрезе каждого направления, реализуемых государственных и других программ, в соответствии с уровнем образования.

Мерами содействия занятости будет охвачено дополнительно к утвержденному плану МЗСР:

  • при базовом прогнозе – 1020 человек (охват 520 чел. не требует дополнительных финансовых средств),
  • при оптимистическом – 1800 (охват 600 чел. без допфинансирования),
  • пессимистическом – 2740 (охват 740 чел. без допфинансирования).

Данный расчет предполагает дополнительного финансирования в рамках программы «Дорожная карта занятости 2020»:

- при базовом – 1,791 млрд.тенге из РБ;

- при оптимистическом – 3,94 млрд.тенге из РБ;

- при пессимистическом – 7,120 млрд.тенге из РБ и 333,7 млн.тенге из МБ.

Основную долю финансирования планируется направить на субсидирование переезда и обеспечение арендным жильем переселенцев из трудоизбыточных регионов страны.

Акиматом ВКО проведена подготовительная работа по переселению из трудоизбыточных регионов:

  1. подписаны меморандумы с МЗСР и МОН РК, г.Алматы, Алматинской, Жамбылской, Кызылординской областями;
  2. подготовлен проект меморандума с Южно-Казахстанской областью;
  3. разработан алгоритм по переселению из трудоизбыточных регионов;
  4. создана электронная карта переселения;
  5. утвержден перечень приоритеных регионов прибытия;
  6. определены предварительные данные об имеющемся жилье, вакансиях, предоставляемых земельных угодиях, мощностях объектов образования и соцсферы;
  7. Акиматом г.Риддер проведена разъяснительная работа в Кызылординской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областях;
  8. Составлен список 155 семей, желающих переехать в г.Риддер, из них отобраны 55 семей, соответствующих имеющимся вакансиям.

 

Принятые меры позволят достичь следующего уровня показателей рынка труда:

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Уровень безработицы

4,7

4,6

4,5

Уровень безработицы среди молодежи

4,0

3,9

3,8

Уровень безработицы среди женщин

5,0

4,9

4,8

Доля самозанятых в числе занятого населения

31,4

31,1

30,8

Доля непродуктивно самозанятых  в числе самозанятого населения

45,8

44,2

42,6

Уровень бедности (доля населения, проживающая ниже величины прожиточного минимума)

2,0

1,9

1,8

 

Создание информационного ресурса Карты занятости в разрезе сельских округов с учетом подворового обхода выявил ряд проблем, требующих решения на республиканском уровне.

 

 

 

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1

Фактическое исполнение Карты занятости проверяется по ИИН через базы ГЦВП по социальным отчислениям

Обмен данными между ГЦВП и картами занятости регионов

2

Изучение качества источников трудовых ресурсов

Профдиагностика по компетенциям

Выявление потенциала к различным видам деятельности

Составление индивидуальной карты занятости обратившегося в службы занятости

3

Автоматическая актуализация баз данных карты занятости

Синхронизация с республиканскими базами данных:

— Министерства образования и науки  РК

— Министерства обороны РК

— Комитета уголовной исполнительной системы

— физических лиц

— юридических лиц

— Налогового комитета

4

Осуществлять научно-обоснованный прогноз показателей последующих лет

Доработка системы прогнозирования потребности в кадрах на основе фактического массива данных карты занятости

5

Детальное исследование естественно-возрастного выбытия населения, спроса  на возмещение

Утверждение на законодательном уровне статистической отчетности предприятий по возрастному составу в разрезе специалистов

 

Решение данных вопросов позволит получать актуальные сведения о фактической ситуации на рынке труда, эффективно принимать управленческие решения и  оказывать адресные меры государственной поддержки.

 

 

Руководитель управления координации

занятости и социальных программ                                                          А. Садыкова

 

 



Кем Вы работаете?